Отчет о результатах самообледования

НОУ ВПО «Институт финансов экономики и права офицеров запаса»

«Утверждено»
Ректор ИФЭПОЗ
________________Долматова Н.В.
15 марта 2013 года

ОТЧЕТ

О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ
НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Институт финансов экономики и права офицеров запаса»

Москва -2013-

1. Общие положения

Приказом ректора от 20.02.2013 № 12/1 была образована комиссия по самообследованию вуза в целом и комиссии по всем основным образовательным программам, представляемым к государственной аккредитации.
Председатель: Долматова Н.В. ректор;
Члены комиссии: Гапула В.П. первый проректор
Сафронова Т.М., начальник учебно-методического отдела;
Завадская Л.Н. зав. кафедры государственно-правовых дисциплин
Сурнов Н.Б.,зав. кафедрой «финансы и кредит»
Калинкина О.А. зав.кафедрой бухгалтерского учета и аудита
Черчен О.А. зав.кафедрой уголовно-правовых дисциплин
В ходе самообследования комиссия оценивала:
1. Соответствие содержания рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
2. Соответствие качества подготовки выпускников по результатам текущей успеваемости и итоговых государственных аттестаций требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
3. Наличие и достаточность информационной базы учебного процесса.
4. Результаты научной и исследовательской работы учебного заведения (монографии, учебные пособия, лекции) по соответствующим направлениям и специальностям. Качественный состав педагогических кадров.
5. Обеспеченность образовательного процесса необходимым оборудованием.
6. Деятельность института в целом, всех его кафедр и других структурных подразделений.

2. Организационно – правовое обеспечение образовательной деятельности

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт финансов экономики и права офицеров запаса».
В настоящее время вуз имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.12.2012, регистрационный № 0000470, серия 90ЛО1 с бессрочным сроком действия, а также свидетельство о государственной аккредитации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 19.07.2013, регистрационный № 0000822, серия 90А01, согласно которому он имеет право на выдачу документов об образовании государственного образца. Срок окончания действия государственной аккредитации –19 июля 2019 года.
Основным нормативно-правовым документом института является Устав, в соответствии с которым главным видом деятельности вуза считается предоставление образовательных услуг гражданам по образовательным программам высшего профессионального образования, переподготовка и повышение квалификации соответствующих категорий обучаемых.
Для реализации стоящих перед институтом задач в соответствии с Уставом осуществляются следующие виды деятельности:
– комплексная по специальностям и локальная по отдельным дисциплинам подготовки специалистов в сфере профессионального образования по профилю вуза;
– разработка и участие в реализации программ развития образования по соответствующим направлению и специальностям;
– создание банка данных авторских разработок и обеспечение их внедрения;
– научное, методическое и информационное обеспечение подготовки специалистов;
– установление деловых контактов с отечественными и зарубежными научными и учебными заведениями;
– организация и проведение межвузовских конференций и семинаров;
– создание и эксплуатация информационных систем, внедрение их в учебный процесс;
– развитие материально- технической базы института;
– содействие выпускникам в их трудоустройстве;
– повышение квалификации руководящих работников по основным профессиональным образовательным программам вуза.
Локальными нормативными актами института также являются: решения учредителя, ученого совета; приказы и распоряжения ректора; положения о промежуточной и итоговой аттестации; трудовые договоры, договоры об аренде площадей для ведения учебного процесса, о сотрудничестве с другими организациями; должностные инструкции сотрудников вуза и др.

3. Структура вуза и система управления им

В соответствии с Уставом, Типовым положением об образовательном уч¬реждении ВПО, нормативными правовыми актами, действующими в РФ, Институт самостоятелен в формировании своей структуры.
Управление Институтом осуществляется в соответствии с нормативными правовыми акта¬ми, действующими в РФ, Типовым положением об образовательном учрежде¬нии ВПО, Уставом Института, Концепцией развития Института:
1. Учредителем;
2. Ученым советом Института;
3. Ректором Института.
К исключительной компетенции Учредителя относится принятие
решений по следующим вопросам:
1. Определение приоритетных направлений образовательной, финансово-хозяйственной деятельности Института, порядок формирования и использования имущества;
2. Учреждение организационной структуры Института;
3. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса Института;
4. Избрание ректора Института;
5. Утверждение годового бюджета Института;
6. Реорганизация и ликвидация Института.
Общее руководство Институтом осуществляет Ученый Совет, поря¬док формирования, структура, состав и регламент работы которого соответст¬вуют Уставу Института. На Ученом Совете принимаются решения по акту¬альным вопросам организации и совершенствования учебного процесса, научных исследований, международных связей и другим направлениям деятельно¬сти Института.
Деятельность Ученого Совета показывает, что он является эффективно работающим управляющим органом, успешно определяющим стратегические и тактические направления работы.
Председателем Ученого Совета является Ректор Института. Членами Ученого Совета по должности являются проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами. Ученый совет состоит из 19 человек (68% лиц с учеными степенями и званиями): 4 доктора наук, 9 кандидатов наук. Работа Ученого совета строится по плану, который формируется сроком на календарный год и включает наиболее важные вопросы, в том числе касающиеся совершенствования организации, содержания и контроля учебного процесса, повышения эффективности научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы. На его заседаниях обсуждаются результаты вступительных испытаний и работы итоговой государственной аттестационной комиссии, деятельность кафедр по повышению качества обучения и воспитания студентов, вносятся изменения и дополнения в учебные планы, заслушиваются научные сообщения преподавателей и др.
Всю документацию, связанную с деятельностью Ученого совета, ведет ученый секретарь. Из членов Ученого совета сформированы комиссии, которые участвуют в подготовке вопросов, выносимых на его заседания, разрабатывают нормативные документы, представляют их на утверждение в совет.
Для квалифицированного решения вопросов по совершенствованию содержания, форм и методов образовательного процесса, его дидактического и методического обеспечения в институте действует методическая комиссия. Возглавляет ее работу проректор по научной работе. В состав комиссии, который утверждается приказом ректора, входят руководители кафедр, ведущие профессора и доценты. Заседания комиссии проводятся ежемесячно. На них рассматриваются вопросы совершенствования методик преподавания отдельных дисциплин, внедрение новых технологий в учебный процесс, обсуждаются учебно-методические комплексы, принимаются рекомендации по опубликованию учебно-методических пособий и др. На каждой кафедре действуют предметно-методические секции.
Задачи организации и управления учебным процессом решаются учебно-методическим отделом института. Непосредственное руководство его работой осуществляет начальник, назначаемый на должность ректором вуза. Сотрудники отдела осуществляют планирование учебного процесса по всем специальностям и формам обучения, контролируют ход выполнения графика прохождения учебных дисциплин студентами, организуют проведение экзаменационных сессий и выпускных экзаменов, учебных, производственных и преддипломных практик.
Оперативное управление вузом осуществляется также на совещаниях с заведующими кафедрами и руководителями других структурных подразделений.
Деятельность Института регламентируется локальными актами, поря¬док подготовки которых устанавливается Инструкцией по делопроизводству, утвержденной приказом ректора.
Непосредственное управление деятельностью Института осуществля¬ет ректор.
Кафедра Института – это объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой отраслей знаний. Кафедра является основным структурным подразделением вуза. Она осуществляет учебную, воспитательную, на¬учно-методическую и научно-исследовательскую деятельность. Кафедра во взаимодействии с другими подразделениями Института обеспечивает каче¬ственную подготовку специалистов в соответствии с требованиями государст¬венных образовательных стандартов. Руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий кафедрой, который избира¬ется на должность в соответствии с Положением о выборах заведующего ка¬федрой.
Заведующий кафедрой подчиняется ректору Института, руководите¬лям проректорам по направлениям деятельности.
Профессорско-преподавательский состав кафедры формируется в соот¬ветствии со штатным расписанием, утвержденным ректором Института и Положением о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава в Институте.

4. Концепция развития института

Концепция развития Московского института юриспруденции– совокупность основных идей, научных и педагогических принципов, определяющих стратегию института, основные направления его развития, пути совершенствования деятельности в образовательной, научной и других сферах.
Для повышения качества образования Концепция определяет следующие направления:
─ создание, развитие и гармонизация единой системы обеспечения качества образования на принципах современного менеджмента;
─ формирование эффективной системы открытого образования на основе развития технологий дистанционного и электронного обучения и координация работы структурных подразделений по внедрению и развитию инновационных образовательных технологий;
─ разработка механизма внутреннего аудита образовательной деятельности на основе мониторинга реализации образовательных программ и сертификатов с привлечением представителей профессиональных сообществ;
─ предоставление студентам возможности выбора индивидуальных образовательных программ в профессиональной подготовке;
─ формирование внутривузовской системы повышения квалификации профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного, административно-управленческого состава;
─ совершенствование механизма планирования, нормирования, учета и контроля учебно-методической работы преподавателя; форм и методов взаимодействия головного вуза с филиалами в разработке программного и учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, повышения качества его содержания, достижения рационального использования кадрового потенциала, бюджета учебного времени, аудиторного фонда института на основе унификации и оптимизации учебных планов;
─ организация работы по созданию электронных форм учебно-методических комплексов.
Приоритетными направлениями в области воспитания студентов являются:
─ создание единой комплексной системы воспитания в рамках института, адекватной по содержанию, формам и методам государственной политики в области образования и воспитания молодежи, специалистов с высшим образованием;
─ модернизация традиционных и поиск новых эффективных методов воспитательной работы студентов, организация научных исследований в этой области, разработка конкретных методических рекомендаций, повышающих возможности воспитательного процесса;
─ организация социально-психологической и психолого-педагоги-ческой помощи и поддержки студентов;
─ расширение студенческого самоуправления как особой демократической формы самостоятельной общественной деятельности студентов;
─ активное использование современных форм профориентационной работы с учащимися школ, колледжей: проведение олимпиад, конкурсов и иных культурно-просветительных, спортивно-оздоровительных мероприятий, творческих состязаний и фестивалей.
Развитие научно-исследовательской деятельности на основе эффективного использования образовательных, научно-технических, инновационных возможностей института основано на решении следующих ключевых задач:
─ обеспечение подготовки и переподготовки научно-педагоги-ческих кадров высшей квалификации, их постоянное повышение в соответствии с перспективами современной высшей школы.
─ повышение роли научного творчества студентов,
─ развитие прикладных научных исследований по приоритетным направлениям науки и высшего образования;

5. Структура подготовки специалистов

Формирование контингента студентов и подготовка специалистов проводятся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Данная работа основана на концепции непрерывного образования.
Структура учебного процесса состоит из следующих основных элементов:
учебных занятий в форме лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, контрольных работ; консультаций (групповых и индивидуальных); самостоятельной работы студентов (в том числе и под руководством преподавателей);
установочной экзаменационной сессии, семестровых зачетов и экзаменов;
различных видов практик; курсовых, выпускных квалификационных работ и итоговой аттестации.

6. Качество содержания подготовки выпускников

Качеству содержания профессиональной подготовки выпускников институт придает важнейшее значение.

В вузе реализуются две образовательные программы высшего профессионального образования.
Профессиональные образовательные программы специальностей вклю¬чают: учебные планы, графики учебного процесса, учебные программы дисци¬плин, программы всех видов практик, тематику курсовых и дипломных работ, экзаменационные билеты курсовых и государственных экзаменов, квалифика¬ционные характеристики специалистов и др.
Учебные планы составлены на основе ФГОС ВПО по направлению «Экономика», ГОС ВПО по специальности «Финансы и кредит»

Результаты анализа учебных планов высшего профессиональ¬ного образования показали, что учебные планы по своей форме и структуре в основном соответствуют предъявляемым требо¬ваниям.
В учебных планах выделяются блоки учебных дисциплин федерального и регионального (вузовского) компонентов и дисциплины по выбору студентов, установленные Ученым советом вуза, дисциплины специализации. Это облег¬чает работу с учебными планами, а также проведение анализа соотношения ча¬сов по блокам дисциплин учебных планов ФГОС ВПО и ГОС ВПО.
В циклах специальных дисциплин предусмотрены дисциплины специа¬лизаций. Дисциплины по выбору включены в каждый цикл учебного плана и имеют альтернативу выбора.

Каждая учебная дисциплина предусматривает аттестацию в виде зачета или экзамена. Количество экзаменов и зачетов за год не превышает 10 и 12 соответственно, что соответствует требованиям.
По каждой специальности высшего профессионального образования оп¬ределены практики: учебная, производственная и предди¬пломная и другие виды практик с учетом направления специальности. Содержание и продолжительность практик соот¬ветствует требованиям ФГОС ГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация выпускников высшего профессио¬нального образования предусматривает бакалаврскую квалификационную работу для специальности и два государственных экзамена, соответствующих Стандартам.
Число часов учебной нагрузки студентов в неделю установлено в соот¬ветствии с ФГОС и составляет не более 54 часов в неделю, из них на аудиторную работу выделяет¬ся не более 27 часов в неделю.
По всем учебным дисциплинам специальностей преподавателями Института разработаны учебные программы в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ГОС ВПО. Учебные программы сопровождаются списками учебно-методической литературы, рекомендованной в качестве обязательной и допол¬нительной. Программы находятся в библиотеке, на кафедрах Института. Обязательная литература, указанная в учебных программах, имеется в библиотеке Института.
При разработке рабочих программ по дисциплинам особое внимание уделяется:
• целям преподавания дисциплины, что должен студент знать и уметь;
• содержанию дисциплины;
• организации самостоятельной работы студента с указанием конкретных тем, индивидуальных заданий и рекомендуемой литературы;
• информационно-методическому обеспечению дисциплины. В структуру последнего раздела включены подразделы: основная литература, допол¬нительная литература, электронные источники информации.
В целом учебно-методическая документация по направлению подготовки разрабо¬тана на достаточном профессиональном уровне, обеспечен единый технологи¬ческий подход, что в значительной степени облегчает самостоятельную работу студентов.
В Институте сформирована комплексная сис¬тема профориентационной работы.
Основные направления профориентационной работы:
– координация деятельности сотрудников отдела профессиональной ориентации, профессорско-преподавательского состава в сфере профессиональной ориентации учащихся;
– установление долговременных двухсторонних отношений с образова¬тельными учреждениями среднего (полного) общего, среднего профессиональ¬ного образования с целью проведения профориентационной работы и обеспе¬чения набора в Институт;
– участие в специализированных образовательных и профорориентационных выставках, и привлечение к данной работе факультетов, профессорско-преподавательского состава кафедр Института;
– организация проведения рекламных акций с целью информирования абитуриентов о вузе, проводимых им мероприятиях;
– проведение Дней открытых дверей на базе Института и выездных мероприятий по привлечению абитуриентов;
– обеспечение работы приемной комиссии в период приемной
кампании.
Координаторами профориентационной работы является приемная комиссия.
Деятельность вуза отражается на страницах Интернета, где на сайте Института размещена информация в соответствии с ФЗ №273
Во время работы приемной комиссии, абитуриенты на специальном стенде приемной комиссии могут ознакомиться с Лицензией на право ведения образовательной деятельности, Свидетельством о государственной аккредита¬ции, Уставом Института, Правилами приема, с содержанием основных об¬разовательных программ, а также другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии.

Вступительные экзамены проводятся на русском языке на основе при¬мерных программ, разработанных Министерством образования Российской Федерации и в соответствии с Правилами приема в Институт.

7. Качество организации учебного процесса

Сложившаяся практика организации учебного процесса в институте обеспечивает: качественный уровень подготовки специалистов, методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность образовательного процесса, единство обучения и воспитания, внедрение новейших достижений науки и техники, передового опыта практической деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций, сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями в области педагогики и методики преподавания, необходимые условия для педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и освоение студентами общетеоретических и профессиональных учебных программ, их творческой самостоятельной работы.
Основными документами, определяющими содержание и организацию образовательного процесса в вузе, являются: рабочие учебные планы, программы дисциплин и практик. Учебный план включает график и план учебного процесса, содержащий перечень дисциплин, время, период и логическую последовательность их изучения, виды занятий и практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестаций.
В Институте большое внимание уделяется организации и совершенст¬вованию учебного процесса. Обновлены нормативные документы, регламен¬тирующие организацию учебного процесса.
Основным структурным подразделением, отвечающим за организацию и управление учебным процессом, является Учебно-методический отдел Института, который работает в тесном сотрудничестве со всеми структурными подразделе¬ниями Института, по всем аспектам образовательной деятельности: в области создания единой учебно-методической базы вуза, раз¬работки учебных планов по специальностям, направлениям подготовки и прохождения итого¬вой государственной аттестации.
Учебный процесс строится в соответствии с учебными планами, разрабо¬танными с учетом требований государственных образовательных стандартов, определяющих минимум содержания основных образовательных программ и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Индивидуальные планы обучения обеспечивают завершение образования в сокращенные сроки без изменения обязательной программы обучения и тре¬бований к специальностям соответствующей квалификации.
В Институте учебный год для студентов начинается 1 октября и заканчивается согласно учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Обучение студентов в учебном году проводится в два семестра, каждый из которых заканчивается принятой формой контроля.
Расписание занятий составляется на каждый семестр и доводится до све¬дения преподавателей и студентов не менее чем за 10 дней до начала занятий.
Учебно-лабораторная база Института соответствует реали¬зуемым образовательным программам. Имеются необходимые лаборатории, компьютерные классы, лекционные аудитории, кабинеты оформлены стендами, имеющими учебный характер, аудитории с интерактивным оборудованием и муль¬тимедийными установками.
В Институте применяются классические формы организации учебного процесса: лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, курсо¬вые работы, индивидуальная работа под руководством преподавателей, само¬стоятельная работа студентов, учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная и другие виды практик, научно-исследовательская работа, вы¬пускные квалификационные работы, промежуточная и ито¬говая аттестации.
В образовательной практике Института используются: технология трансформирования знаний, умений и навыков; технология поэтапного форми¬рования умственных действий; технология коллективного взаимообучения; технология полного усвоения; технология разноуровневого обучения; техноло¬гия адаптивного обучения; технология программированного обучения; техно¬логия проблемного обучения; технология модульного обучения; технология индивидуализации обучения и другие.
На кафедрах Института для более полного освоения изучаемого мате¬риала используются инновационные методы обучения, например, методы про¬блемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, деловые игры, ситуационные задачи, социологические опросы, творческие задания, тес¬тирование, дискуссии, защита рефератов, написание эссе, пресс-конференции; работа с источниками, нормативно-правовыми актами, с литературой на ино¬странных языках, составление кроссвордов и т.д.

Общая продолжительность теоретического обучения студентов включает как аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов.
Самостоятельная работа – это деятельность студентов по усвоению зна¬ний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хо¬тя и направляемая им.
Самостоятельная работа как форма организации учебного процесса фор¬мирует познавательную, исполнительскую и творческую активность и само¬стоятельность студентов при обучении, активизирует готовность к самообразо¬ванию и создает базу непрерывного образования, возможность постоянно по¬вышать свою квалификацию.
Самостоятельная работа студентов организована в соответствии с Поло¬жением о самостоятельной работе студентов в следующих формах:
• Подготовка информационного сообщения
• Написание реферата
• Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.)
• Написание эссе
• Написание рецензии
• Составление опорного конспекта
• Составление глоссария
• Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме
• Составление графологической структуры
• Составление теста и эталона ответов к нему
• Составление и решение ситуационной задачи
• Составление схемы, иллюстрации (рисунка)
• Составление кроссворда по теме и ответов к нему
• Научно-исследовательская деятельность студента
• Формирование информационного блока
• Изготовление информационной модели или блока моделей
• Создание материалов-презентаций
• Составление анкеты, вопросов интервью и беседы
Бюджет времени на самостоятельную работу, разнообразные формы самостоятельной работы позволяют студентам овладеть знаниями, умениями и навыками в соответствии с предъявленными квалификационными требованиями.
Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные зада¬ния призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить уме¬ния исследовательской деятельности, проявить элементы творчества. Для обес¬печения эффективности самостоятельной работы студентов преподавателями кафедр разработана тематика и перечень заданий для углубленного изучения дисциплин, которые доведены до каждого студента. Проводится консультиро¬вание и обучение студентов на примере допущенных ими типичных ошибок.
Контроль за ходом самостоятельной работы студентов осуществляется в виде опросов, индивидуальной защиты работ, компьютерного тестирования и других форм. На кафедрах составлены графики проведения индивидуальных консультаций по всем учебным дисциплинам. Результаты проведенных консультаций отра¬жаются в журналах индивидуальной работы со студентами.
С целью повышения результативности самостоятельной работы студен¬тов расширяются возможности в использовании Интернет, электронных учеб¬ников и компьютерных программ для самостоятельной работы студентов.
Учебными планами предусмотрено выполнение курсовых работ. Темы курсовых работ обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедр, все они носят практическую направленность. На всех кафедрах и в библиотеке имеются необходимые методические рекомендации по их выполнению и оформлению.
Организация всех видов практик (учебная, ознакомительная, производст¬венная, преддипломная и др.) регламентируется Положением о практике, про¬граммами практик, разработанными в соответствии с требованиями государст¬венных образовательных стандартов по специальностям.
Все виды практик проводятся в сроки, определенные графиком учебного процесса и учебными планами.
Производственная и преддипломная практики проводятся на основе до¬говоров между Институтом и организациями, в которые направлены сту¬денты вуза на практику.
Для организации практики студентов приказом ректора назначаются ру¬ководители практики от Института. Руководство практикой на предприятиях осуществляют ведущие специалисты и руководи¬тели соответствующих структурных подразделений.
Студенту выдается направление на практику, программа практики и дневник. По результатам производственной и преддипломной практики сту¬денты пишут отчеты.
В целом базы производственных и преддипломных практик соответству¬ют установленным требованиям. Программное и методическое обеспечение практик соответствует требованиям ГОС.
Контроль учебного процесса в вузе предполагает:
– установить соответствие организации учебного процесса требованиям руководящих документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения;
– определить качество подготовки специалистов;
– оценить методический уровень проведения занятий;
– проверить организацию и методическое обеспечение аудиторной работы студентов;
– выявить уровень материально-технического обеспечения учебных занятий и состояния учебно-материальной базы.
Он является целенаправленным, охватывает все стороны образовательного процесса и позволяет выявить положительный опыт и недостатки в учебной и методической работе. Руководство института осуществляет контрольные посещения по отдельному графику. Результаты анализируются и доводятся до всего профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза.
В институте имеются также определенные наработки по внедрению новых форм обучения, обусловленные, прежде всего, дальнейшей компьютеризацией учебного процесса. Основными из них являются:
1. Разработка и использование электронных учебников, лекций, методических пособий и других, необходимых для обучающихся, материалов.
2. Применение элементов дистанционного обучения.
3. Разработка инновационных проектов, связанных с системой зачетных единиц, дополнительными образовательными услугами, рейтингом оценки успеваемости, информационно-аналитической системой управления учебным процессом, к которой каждый преподаватель, студент и сотрудник института имеет автоматизированный доступ, как к административной, так и учебной информации.

8. Качество итоговой аттестации выпускников

Итоговая государственная аттестация выпускников высшего профессио¬нального образования предусматривает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен. Темы и руководители квалификационных работ утверждаются приказом ректора. По всем специальностям имеются методические рекоменда¬ции по их выполнению и оформлению. Многие работы имеют заказы на выполнение дипломной работы и акты внедрения результатов в практику деятельности организации. Также по всем специальностям разработаны программы государственных экзаменов. При составлении экзаменационных билетов по отдельным специальностям предла¬гаются для решения ситуационные задания.
Выпускнику Института, прошедшему в установленном порядке ито¬говую государственную аттестацию об уровне образования и (или) квалифика¬ции, выдается диплом государственного образца. Основанием выдачи диплома является решение государственной аттестационной комиссии. Заполнение и выдача дипломов о высшем профессиональном образовании, акаде¬мических справок, дипломов о неполном высшем профессиональном образова¬нии, ведение журнала учета указанных документов строго соответствуют тре¬бованиям Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответст¬вующих бланков документов.
Анализ содержания подготовки специалистов через организацию учебно¬го процесса по всему перечню специальностей, реализуемых в Институте показывает, что учебный процесс организован в соответствии с нормативными требованиями высшей школы.

9. Оформление документов об образовании

Оформление, учет и хранение документов об образовании в институте ведется в соответствии с Федеральными законами «Об образовании в РФ», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «Инструкцией о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов», утвержденной приказом Минобрнауки России от 10.03.2005 № 65.
В соответствии с указанными документами выпускникам, завершившим обучение по аккредитованной образовательной программе и прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдаются дипломы государственного образца о высшем профессиональном образовании. Основанием для этого является приказ ректора, изданный по итогам работы государственной аттестационной комиссии. Выпускники вуза, имеющие по дисциплинам, вносимым в приложение к диплому не менее 75% оценок «отлично», включая оценки по курсовым работам, практикам и итоговой государственной аттестации, а остальные оценки – «хорошо» выдается диплом с отличием.
Кроме дипломов о высшем профессиональном образовании институт выдает студентам академические справки, дипломы о неполном высшем профессиональном образовании, а также дубликаты документов об образовании взамен утраченных.
Академическая справка выдается лицам, отчисленным с первого или второго курса, а также студентам по их письменному заявлению. Диплом о неполном высшем профессиональном образовании выдается студентам, прервавшим обучение и успешно освоившим часть основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет в соответствии с учебным планом по очной форме обучения.
Все бланки документов о высшем профессиональном образовании заполняются на компьютере, подписываются черными чернилами или черной пастой председателем государственной аттестационной комиссии, действующей в год выдачи диплома, ректором, скрепляются печатью вуза и выдаются лично владельцу или другому лицу по нотариально заверенной доверенности, которая хранится в личном деле выпускника. Испорченные при заполнении бланки уничтожаются в установленном порядке.
Для регистрации выдаваемых дипломов, приложений к ним и академических справок ведутся книги регистрации, которые прошнуровываются, пронумеровываются, скрепляются печатью вуза и хранятся как документы строгой отчетности.
Бланки документов о высшем профессиональном образовании хранятся как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Копии выданных документов в одном экземпляре хранятся в архиве вуза в личном деле выпускника.

10. Воспитательная работа

Воспитательная деятельность в Институте ориентирована как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностей ориентации личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного, духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.
Реализация комплекса воспитательных мероприятий осуществляется с учетом действующего законодательства РФ, международных правовых актов, Концепции воспитательной деятельности Московского института юриспруденции, программ развития отдельных направлений молодёжной политики института, планов воспитательной работы института и структурных подразделений.
Приоритетным направлением является развитие студенческого самоуправления, формирование лидерских качеств у молодёжи, создание в Институте условий успешности самообразования и самовоспитания.
Совет по воспитательной работе со студентами функционировал как координационный, консультативный и совещательный орган, осуществляющий руководство воспитательной работой в институте, как в учебное, так и во внеучебное время. Заседания Совета посвящаются вопросам планирования воспитательной работы в Институте, педагогической поддержке развития самоуправления, рассмотрению новых аккредитационных показателей оценки воспитательной работы в ВПО, обсуждению нормативной базы воспитания.
Постепенно возрастает самостоятельность студентов в организации управления собственной деятельностью и развитием. Появились новые внешние партнёры, установились плодотворные связи с органами государственного и муниципального управления и общественностью.
Все организаторы воспитательной работы понимают актуальность создания жизнеспособных органов студенческого самоуправления, способных грамотно решать проблемы молодёжной жизни и укреплять имидж Института, однако все отмечают острую нехватку знаний по организации деятельности этих органов.
Сложность задач учреждения и педагогической поддержки студенческого самоуправления усугубляется интеллектуальной и нравственной неподготовленностью студентов к активной управленческой деятельности во имя социальных, а не индивидуальных потребностей, недостаточной развитостью способности к стратегическому мышлению, к созданию творческого и интеллектуального продукта.

11. Качество кадрового обеспечения вуза

Основными направлениями кадровой политики института являются: конкурсный отбор преподавателей и других сотрудников, создание необходимых условий для раскрытия научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава, поддержка молодых преподавателей, забота об их профессиональном росте, привлечение к сотрудничеству в работе лучших выпускников вуза.
Качество образовательного процесса в Институте во многом зависит от уровня профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава.
На начало 2012-2013 учебного года организационно структура института состояла из ректората, учебно-методического отдела, семи кафедр, приемной комиссии, отдела кадров, бухгалтерии, библиотеки, административно-хозяйственного отдела, отдела профориентации.
Профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к учебному процессу, по категориям делится на штатный состав, работающих на условиях внутреннего совместительства, внешних педагогических совместителей и почасовиков.
Общая его численность на момент самообследования составляла 32 человека.
Из них:
– штатные педагогические работники (без учета внешних) – 19 человека
– педагогические работники, работающие на условиях штатного совместителя (внешние совместители) – 10 человек
– педагогические работники, работающие на условиях почасовой оплаты труда – 15 человек
Качественный состав педагогических работников:
– всего с учеными степенями и званиями – 24 человека
– докторов наук, профессоров – 4 человек
– кандидатов наук, доцентов- 20 человек
Средний возраст профессорско-преподавательского состава – 47 лет. Средний стаж педагогической работы – более 20 лет. Около 70% из них работают в институте более 3 лет, что свидетельствует об относительной стабильности педагогического коллектива.
Все должности профессорско-преподавательского состава, кроме должности «заведующий кафедрой», замещаются в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2002 № 4114. Должность заведующего кафедрой является выборной. На всех штатных преподавателей ведутся трудовые книжки.
Кандидат на педагогическую должность подает заявление на имя ректора об участии в конкурсном отборе. До рассмотрения кандидатуры на преподавательскую должность на заседании ученого совета института кафедра выносит рекомендации по кандидатуре и доводит их до сведения членов совета. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов проводятся на Ученом совете. Решение принимается по результатам тайного голосования.
С преподавателями, успешно прошедшими конкурсный отбор, заключается трудовой договор сроком до 5 лет. На его основании оформляется прием на работу приказом ректора, который доводится работнику под роспись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. В трудовую книжку вносится запись о назначении на соответствующую должность.
Преподаватели, работающие на условиях совместительства, также проходят конкурсный отбор. По его результатам и после заключения трудового договора издается приказ ректора о приеме на работу.
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава осуществляется согласно плану по следующим основным направлениям: участие в научно-практических семинарах и конференциях, обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации.

12. Качество учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения вуза

В целях качественного учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения подготовки специалистов в институте созданы и функционируют учебно-методический отдел, библиотека с читальным залом, подчиняющиеся непосредственно проректору по учебной работе. Их работа организована в соответствии с ежегодными планами, утверждаемыми также проректором по учебной работе. Должностные обязанности руководителей данных структурных подразделений определены соответствующими инструкциями.
Основными структурами, регламентирующими методическую работу в Институте, являются Научно-методический совет Института и Учебно- методический отдел Института.
Основные задачи Научно-методического совета:
• разработка стратегии Института по обеспечению качества образователь¬ных услуг путем внедрения системы менеджмента качества;
• координация работы структурных подразделений Института по вопросам планирования и создания учебно-методического обеспечения, повышения его качества;
• изучение, обобщение и распространение опыта научно-методической и учебной работы структурных подразделений Института и других вузов;
• координация работы структурных подразделений Института по реализа¬ции в вузе положений Болонской декларации.
Направлениями деятельности Научно-методического совета являются:
• руководство научно-методической работой Института, развитие ин¬новационной научно-методической деятельности на основе современных научных достижений и с учетом требований кооперативной практики, внедрение и пропаганда современных технологий обучения и моделей образовательной деятельности;
• разработка механизма взаимодействия структурных подразделений Института как сетевого вуза для обеспечения согласованности действий в решении общих научно-методических проблем, руководство работой Методических комиссий;
• мониторинг учебно-методической работы в Институте, разработка ре¬комендаций и контроль за их реализацией в целях обеспечения высокого уровня качества профессиональной подготовки выпускников;
• обобщение и распространение передового педагогического опыта про¬фессорско-преподавательского состава в области реализации образова¬тельных программ.

13. Качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности вуза

Научная работа в институте является составной частью его образовательной деятельности, важнейшим фактором наращивания интеллектуального потенциала, повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.
Для достижения поставленных целей профессорско-преподавательский состав был ориентирован на решение следующих основных задач:
– развитие научных исследований как основы подготовки современного специалиста с высшим профессиональным образованием;
– проведение прикладных исследований по широкому спектру направлений, привлечению для участия в научно-исследовательской работе всех субъектов образовательного процесса, а именно, профессорско-преподавательского состава и студентов;
– широкое использование новых образовательных и информационных технологий.
В ходе самообследования комиссией изучены вопросы организации научных исследований в институте и отмечается, что в течение последних пяти лет научная работа велась в соответствии с задачами высшего учебного заведения, его потребностями по наращиванию и развитию научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская работа в Институте направлена на решение актуальных задан прикладных исследований по широкому спектру наук, на научное и инновационно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов, развитие и использование научного потенциала профессорско- преподавательского состава и студентов Института.
В настоящее время в Институте сформировались определенные научные направления. В их числе, система обеспечения качества образования (доцент Гапула В.П.), правовые основы управления ВС РФ (профессор Кузнецов Н.И.), криминалистика (профессор Лавров В.П.),правовые основы прокурорского надзора (профессор Винокуров Ю.Е.), стратегия конкурентоспособности (профессор Подгорный А.С.), педагогические основы воспитания студентов (доцент Боговик И.С.) и др.
В Институте постоянно усиливается взаимосвязь НИР с образовательным процессом. Разрабатываются научно-методические основы учебно-методических комплексов дисциплин и качества подготовки специалистов. Создан и развивается банк научно-методических идей, распространяется экспресс-информация по актуальным проблемам обучения и воспитания студентов. Результаты научных исследований публикуются в научных трудах Института.
Руководство Института и профессорско-прподавательский состав активно включен в проведение общеинтститутских комплексных научно-исследовательских работ, имеющих ярковыраженную практическую направленность на совершенствование образовательного процесса в Институте. К ним относятся:
 Теоретико-методологические и организационно-методические основы воспитательной деятельности высшего учебного заведения
 Основы методического мастерства преподавателя ВУЗа
 проблемы совершенствования образовательного процесса по формированию у студентов профессиональных компетенций с учетом конкурентных потребностей современного рынка труда
 Интегральный подход к формированию у студентов Инстутута профессиональных компетенций на практических занятиях.
 Педагогические и методические основы разработки и применения активных методов практической подготовки студентов ВУЗа в процессе аудиторных занятий.
 Научно-методические основы модернизации фонда оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников Института и др.На основе проведенных научно-исследовательских работ актуальные проблемы модернизации образовательного процесса, повышения качества учебно-воспитательной работы находят свою углубленную научно-методическую проработку с принятием конкретных рекомендации на научно-практических конференциях с профессорско-преподавательским составом, теоретических семинарах и “круглых столах”. Материалы научных мероприятий постоянно издаются
Результаты НИС ППС

1. Проведены:
научно исследовательские работы и научно-методические разработоки
(сведения прилагаются).
2. Защищено (ВАК):
* 2-е докторские диссертации(Датий Н.В., Горбик Ю.Г.)
* 6-ть кандидатских диссертаций (Павличева О. А.,Марьяшин Н.А., Боговик И.С..
Калинкина О.А., Рябов Ю.Н, Черныш А.И.)
3. Опубликованы:
*монографии (сведения прилагаются)
*10 изданий научных трудов

4. Издано:
8 материалов научно- методических конференций.

Результаты НИРС
1. Выпущено 10 сборников «Альманах научных студенческих работ»
2. Организовано 15 конкурсов на лучшую научно-исследовательскую работу студентов.
3. Опубликовано :
10 научных статей студентов.

Материально-техническая база НИР.

1.Научный раздел в библиотеке.
2. Специализированные кабинеты.
3. Доступ к электронным библиотечным информационным системам.
4.Доступ к сети Интернет.
5.ПК. Принтеры, сканер и др.
6. Локальная сеть Вуза

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИФЭП ОЗ

1. Теория и практика развития системы обеспечения качества образования.
Ведущие учёные к.п.н. доцент Андеев Ю.В., кин, доцент Гапула В.П.

2. Теория экономического прогнозирования инновационных процессов
к.э.н.. доцент Золин А.М., к.э.н. Сурнов Н.Б.

3. Организационно – правовые основы борьбы с экстремизмом
к.ю.н. Марьяшин Н.А.

4. Теория и практика воспитательной работы в Вузе
к.п.н., доцент Федотов Е.С., к.с.н.Боговик И.С.

14. Качество материально-технической базы вуза

Вуз имеет хорошую материально-техническую базу, основой которой является главный учебный корпус общей площадью 698 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Басовская, д.16.
Для осуществления образовательной деятельности институт располагает необходимыми учебно-лабораторными помещениями, обеспечивающими качественную подготовку специалистов. Разрешения органов государственного противопожарного надзора и государственного санитарно-эпидемиологического надзора на все используемые площади имеются.
Количество лекционных аудиторий, классов для проведения семинарских и практических занятий – достаточное.
Продолжается наращивание компьютерной базы института: установка более мощных компьютеров.
Кроме этого в распоряжении кафедр и других структурных подразделений для эффективного выполнения служебных обязанностей находятся 40 компьютеров с необходимым программным обеспечением.
Имеющаяся копировально-множительная аппаратура позволяет оперативно тиражировать учебно-методическую литературу.
Санитарные и гигиенические нормы институтом выполняются, уровень обеспечения охраны здоровья обучающихся и работников соответствует установленным требованиям.

15. Общие выводы

1.Главным итогом данного периода явилось завершение формирования в Институте эффективной системы организации заочного обучения студентов, отвечающей современным требованиям высшей школы.
Образовательный процесс ориентирован на формирование у обучающихся необходимой совокупности профессиональных компетенций, позволяющих выпускникам быть конкурентоспособными на современном рынке труда. Выпускники Института успешно работают в различных сферах экономики и права, в правоохранительных органах, таможенной и налоговой службах.
2.Центральным звеном внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов в институте стали информационно-компьютерные технологии дистанционного обучения, органически встроенные в учебно-воспитательный процесс.
3. Повышения информационного ресурса позволили достичь полного обеспечения учебных дисциплин электронными учебно-методическими комплексами.
4. В научно-исследовательской работе удалось обеспечить разработку широкого профиля интенсивных методик и педагогических технологий активизации учебно-познавательной деятельности студентов заочников.
5. В рамках реализации требований качественного изменения организации педагогического труда наблюдается положительная динамика эффективного функционирования разнообразных форм повышения квалификации категории сотрудников, непосредственно участвующих в организации образовательного процесса.
6.Анализ обеспечения образовательной деятельно¬сти показал, что для реализации образовательной деятельности в Институте имеется в наличии нормативная и организационно-распорядительная докумен¬тация, которая соответствует действующему законодательству, нормативным положениям в системе профессионального образования и Уставу вуза.